Кому выгодны порожние ж/д перевозки?
Главной задачей РЖД является перевозка грузов грузоотправителя (оператора) в установленные нормативами сроки и деньги. Для этого существуют устав ж/д транспорта и специально разработанные тарифы. Если сроки не соблюдаются, что РЖД платит штрафы. Отвечает компания рублем и за сохранность перевозимых грузов и подвижного состава.
То есть, компания должна стремиться доставлять максимально быстро как можно больше грузов. Это дает ей возможность оперативно получить прибыль. Значит, данная перевозка создаёт добавленную стоимость перевозимого товара. Возьмем условный вторцветмет, который в одном регионе стоит условные 640 тыс. р. за тонну, а в другом – уже 700 тыс. р. за тонну. Конечно, это повлияет на конечный выбор точки доставки.
Операторы получают деньги за представление вагонов грузоотправителю по суточному тарифу, то есть, чем дольше предоставленный подвижной состав будет наполнен грузом клиента, тем больше дохода они получат. Получается, что они, в отличие от РЖД, заняты не перевозками, а сдачей вагонов в аренду. Как быстро подвижной состав окажется на месте операторам все равно. Их волнует, сколько времени данный вагон находился в аренде. И чем это время дольше, чем выгоднее для оператора.
Затем освободившийся подвижной состав может весьма длительный срок не быть задействованным в перевозках пока оператор вновь не найдет новый удачный контракт. Дело в том, что средства, потраченные на дислокацию вагона во время простоя, намного меньше тех денег, которые можно выручить при длительной аренде. Однако простаивающий подвижной состав негативно влияет на пропускную способность железной дороги при перевозке грузов.
Специалисты указывают на низкий уровень порожнего тарифа, как на причину, по которой операторы не заинтересованы в попутной загрузке. В то же время РЖД терпит убытки из-за порожних рейсов – они уменьшают способность железных дорог перевозить продукцию.
Эксперты отмечают, что операторов условно можно разделить на два лагеря. Есть те, кто одновременно являются владельцами вагонов и грузов, которые в них перевозят. Конечно, эти операторы заинтересованы в оперативной работе своего подвижного состава. Им максимально важно как можно быстрее вывезти груз, чтобы сбыть его и увеличить выручку. Поэтому свои вагоны помогают им сформировать в своих руках всю логистическую цепочку. Такой собственник приобретет 7 вагонов и будет их эксплуатировать с оборотом в 7 суток. И ему не нужны, допустим 70 вагонов, так как они попросту будут простаивать, а затраты на них никто не вернет. Здесь возникает синергия РЖД и собственника вагонов.
Однако многие операторы – своеобразные ж/д рантье, главная задача которых как можно на более длительный срок сдать в аренду подвижной состав. Вот они-то и являются причиной нерационального движения, так как им не интересен быстрый оборот подвижного состава. Специалисты считают, что порожний вагон должен стать убыточным для своего хозяина, иначе данную проблему не решить.