Мнение: Радиационный контроль втормета. Было - стало
Недавно в силу вступил СанПиН 2.6.4115-25, где в 9-й главе говориться об обращении металлолом. У многих специалистов появились вопросы к данному разделу СанПиН, так как речь в нем идет о существенном юридическом аспекте.
В статье рассмотрим лишь на одном нюансе.
Раньше...
Предыдущий СанПиН предписывал делать замеры ВБЛИЗИ, так же как и установление ЛОКАЛЬНОГО ИСТОЧНИКА в ломе и ММЭД. По словам эксперта, это идет вразрез с лабораторной МАТРИЦЕ, так как лаборатории будут фиксировать различные результаты исследований сообразно расстоянию от источника.
Предыдущий СанПиН имел много неопределенностей, образуя мудреную форму предписаний, к которым все адаптировались за почти четверть века.
Теперь…
1. Нынешний СанПиН убрал неопределенность (ВБЛИЗИ), предписывая проводить замеры строго в 1 дм над поверхностью втормета (борта) или над поверхностью непосредственно источника.
2. В нем нет расшифровки термина «ЛОКАЛЬНЫЙ Источник Ионизирующего Излучения (ИИИ)» во втормете. Специалисты задаются вопросом: что принимать за ЛОКАЛЬНЫМ ИИИ? Невозможно разработать правила РК лома, четко не понимая, что нужно искать.
3. Нет толкования для такого многогранного понятия, как ПАРТИЯ МЕТАЛЛОЛОМА,
4. Как нет его и для другого понятия - ОБРАЩЕНИЕ МЕТАЛЛОЛОМА.
Рассмотрим понятие ОБРАЩЕНИЕ. В нашем случае оно имеет отношение к деятельности, сопряженной с радиоактивными отходами.
Предыдущий СанПиН использовал вместо ОБРАЩЕНИЕ более ясное для понимания понятие «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ». Специалисты считают, что понятие «ОБРАЩЕНИЕ» не определено в новом СанПиН и приводят следующий пример.
Допустим метзавод сможет выявить на борту вагона или автомобиля альфа- или бета-частицы. Однако этот поток будет идти именно от борта или автомобильного тента, а не от втормета, находящегося внутри.
К тому же необходимость оповещать регулятора об обнаруженном загрязнении по новому СанПиН настает когда предельная мощность дозы в 1 дм от борта превысит 1,0 [мкЗв/ч]. Если доза меньше, то такой необходимости нет.
То есть, по словам эксперта, государство не желает исполнять РК втормета.
По словам эксперта, нет смысла предписывать ЛЗГ возлагать на себя обязанность выявлять источник, если со своей стороны этого не хотят делать государственные органы. Причем перекладывание ответственности происходит в условиях постоянного ужесточения норм организации коммерческой деятельности.
Предпринимателей приучают точно следовать предписанным правилам. Однако недавно принятые СанПиН (9-я глава), по оценке эксперта, невозможно применить при РЕГУЛИРОВАНИИ. По его словам, они помогают только накладывать наказания на ЛЗГ, уничтожая РК втормета.
Эксперт резюмирует свой доклад так:
Радиационный контроль лома - трудное дело. Им каждодневно занимаются тысячи людей в каждом отечественном ЛЗГ. В этом заключается общая БЕЗОПАСНОСТЬ.
Специалистам ясно, что данная имитация порочит госуправление. Они утверждают, что подобная имитация деятельности в сложном деле радиационного контроля лома неприемлема.