После серьезной поломки или окончания срока эксплуатации железнодорожные вагоны, как правило, сдаются в металлолом. Их утилизация – дело не совсем обыденное, требующее резки вагона. Отметим, что неправильно организованный демонтаж может ударить по кошельку владельца техники, а также навредить здоровью работников, занимающихся резкой вагонов.
Железнодорожные вагоны бывают различных типов. И хотя они порой имеют близкие по значению характеристики и параметры, обладают одинаковыми отдельными составными частями, но значительно отличаются устройством кузовов. Кузов – это часть вагона, в которой размещаются грузы. Устройство и конструкции грузовых вагонов весьма разнообразны, в зависимости от целей, для которых предназначался данный вагон.
Не углубляясь в конструктивные особенности разных типов кузовов, скажем только, что стены кузова сварены из металлических листов. Обшивку поддерживает металлический каркас, который состоит из нижних и верхних обвязок и из стоек. Каркас дает жесткость кузову вагона, защищает обшивку от выпучивания. Кузова грузовых вагонов делятся на закрытые и открытые.
Владельцу нужно понимать, вагон какого типа он сдает в металлолом, ведь именно от этого будет зависеть стоимость демонтажа и, в конечно счете, итоговая прибыль.
Кратко рассмотрим основные типы кузовов ж/д вагонов.
Вагоны грузовые крытые – предназначаются для перевозки грузов, требующих защиты от погодных явлений и краж. Конструкция таких вагонов включает в себя раму с боковыми и торцевыми стенами, крышу и двери (или люки). Стоит на двух колесных парах.
Полувагоны – отличает от других вагонов отсутствие крыши, что способствует максимальной механизации погрузки. Существуют универсальные и специализированные грузовые полувагоны. У универсальных – разгрузочные люки располагаются в полу. У специализированных – глухой пол, а кузов состоит из двух боковых и двух глухих торцевых стен. Стоит на двух или четырех колесных парах.
Платформы – используются для транспортировки различных грузов, не зависящих от погодных явлений и не требующих укрытия. Вместо крыши и стен у этого подвижного состава есть невысокие откидывающиеся борта из гнутого металлического профиля. Они шарнирно связанны с мощной рамой, которая и несет на себе всю нагрузку. Платформа стоит на четырех колесных парах.
Хопперы - разновидность грузовых крытых вагонов. Они имеют трапециевидную форму. Их конструкция включает пол, две наклонные торцевые стенки, две боковые стенки и крышу.
Вагоны пассажирские – предназначены для перевозки людей.
Кроме того, существуют ж/д цистерны, изотермические и почтовые вагоны, а также вагоны спецназначения (используются только для нужд Вооруженных Сил РФ)
Демонтаж вагона. Особенности процесса
Перед утилизацией ж/д вагоны освобождают от «внутренностей», моют их, чтобы обезопасить здоровье рабочих, и только затем приступают к резке.
Для демонтажа таких объектов, как вагон используют специальное оборудование, которое обслуживает квалифицированный персонал. Как правило, в дело идут гидравлические ножницы или другое профессиональное оборудование. И здесь надо понимать, что на итоговые суммы будут влиять и расходы на оплату работы, и затраты на топливо и энергию, и т. д. Однако если утилизировать сразу несколько вагонов, то почти всегда удается получить скидку на разделку вагонов.
Демонтаж рабочие могут произвести прямо на месте стоянки ж/д вагона. Но в этом случае нужно решить проблему с дальнейшей транспортировкой. Например, можно вызвать рабочих из металлоприемки – они погрузят и вывезут металл в пункт приема лома. Эта услуга, чаще всего, предоставляется бесплатно. Однако для погрузки разобранного многотонного вагона нужна спецтехника, а это уже дополнительные расходы. Уменьшить цену можно в том случае, если бригада рабочих из металлоприемки будет сама демонтировать и резать вагон.
Вывоз негабаритного лома производит специальный ломовоз вместимостью в 20 тонн. Однако в него, скорее всего, весь негабаритный металлолом не загрузится. В этом случае придется нанимать еще ломовоз-длинномер. Далее грузовики отправятся на базу металлолома для взвешивания на специальных автомобильных весах. Процедура взвешивания следующая: на весы сначала загоняют загруженную машину, затем ее разгружают и уже порожнюю вторично загоняют на весы. Разница в весе машины составит вес вашего демонтированного вагона.
Иногда у владельца есть возможность сдать вагон на металлолом целиком. В этом случае в пункте приема металлолома для оценки веса нерезаного вагона используют специальные справочники, где вес вагонов указывается без колесных пар. Однако каждая из них весит порядка 2-2,2 тонны. Вагоны разных типов могут быть оснащены 2, 4, 6 и 12 парами. И если вы примите за действительный вес тот, что указан в справочниках, то можете ощутимо потерять в деньгах. Поэтому при сдаче вагона в металлолом нужно сразу же оговорить этот момент с приемщиком или менеджером.
Кстати, еще несколько слов о колесных парах. Некоторые пункты приема металлолома классифицируют данный металл, как железнодорожный лом, стоимость которого выше самой дорогой категории лома 3А.